Участник №1 - охотник и убийца. На дно отправлен корабль и 672 человек экипажа.
Кстати, крейсера этой серии, а было их 2, были на редкость неудачными и неудачливыми.


Это та самая Е8 ( был такой класс подлодок в королевском флоте, подробнее )
Нашел пару бравурных фото Е8, как будто сделанных на одной фотоссесии, хотя и выпущенные в 1914 году в разных странах (зелёная в Британии, вторая во Франции), как видно на одном фото она стоит на якоре, на другом похоже в движении.

The British submarine HMS E8. Postcard, 1914.

Предшественником более крупного
Е класса
были подлодки Д класса, которые уже использовались для патрулирования с 1906 г.*) Судя по записям, жизнь Е8 была недолгой. Виновница гибели крейсера спущена 30 октября 1913, направлена в Балтийском море, затоплена на 8 апреля 1918.
(30th October 1913. Sent to the Baltic. Scuttled on 8th April 1918)
Е класса
были подлодки Д класса, которые уже использовались для патрулирования с 1906 г.*) Судя по записям, жизнь Е8 была недолгой. Виновница гибели крейсера спущена 30 октября 1913, направлена в Балтийском море, затоплена на 8 апреля 1918.
(30th October 1913. Sent to the Baltic. Scuttled on 8th April 1918)
*Royal naval D and E Class submarines. D class approved for the Royal Navy in 1906, with overseas patrolling capabilities. The E class was an enlarged version approved 1910-11.
согласно данным Википедии:
E8 | 30 октября 1913 | 18 июня 1914 | Затоплена экипажем 4 апреля 1918 в 3,6 милях к югу от Свеаборга. Поднята в августе 1953, отправлена на слом |
И находилось в ней около 30 человек (фото с подлодки того же класса)

Crew of E 41 in 1917. Contributed by Andrew Phillips.

Вид изнутри.
Лодки типа E имели полуторакорпусную конструкцию. Корпус клепаный. Впервые в истории подводного кораблестроения было применено деление наотсеки: лодки имели две водонепроницаемые переборки, делившие их на три отсека по длине. Носовые горизонтальные рули были предусмотрены с самого начала, что качественно улучшило подводную управляемость. Аккумуляторная батарея располагалась одной группой (36 элементов) под палубой центрального отсека. Стандартно лодки имели радиостанцию мощностью 1 кВт.Отдельные лодки типа оборудовались станцией звукоподводной связи системы Фессенден, лодки отправленные на Балтику, снабжались в Ревеле скорострельной пушкой Гочкиса.
Что удивительно, это огромное влияние, оказанное как на ход боевых действий, так и на последствия всей войны в целом причинённые ДВУМЯ! подводными лодками. Приведу ниже несколько цитат из Википедии, а вы уж не поленитесь прочитайте целиком на Вики!
В ходе войны лодки типа E оправдали и превзошли ожидания конструкторов. Они оказались самым успешным типом британских лодок.
Две прорвавшиеся лодки нашли немало торговых судов, плюс местные военно-морские силы. Лоренс сделал неудачный дебют, промахнувшись по крейсеру нем. Victoria Louise; тот вовремя заметил идущие на него торпеды. Таким образом, присутствие английских лодок на Балтике было объявлено всему свету. Было решено оставить их на театре, с базированием на русский порт Лапвик (Финляндия), где им и был предоставлен ремонт. Уже в январе 1915 г Хортон с помощью ледокола вышел в море. Тогда не было известно, могут ли лодки действовать зимой. Выяснилось, что единственной проблемой было обледенение на поверхности. В первой атаке торпеда не удержала глубину и взорвалась, ударившись о дно под целью — эсминцем. С улучшением погоды лодки, то в паре, то по отдельности, приступили к нарушению перевозок руды, потопив несколько транспортов, рудовозов и минный заградитель. В мае Хортон атаковал охраняемый конвой и потопил транспорт под носом у крейсера, заставив конвой повернуть обратно. В июне он атаковал еще один конвой, потопил транспорт и тяжело повредил эсминец. Третья торпеда из-за неисправности не дошла до цели — крейсера. В июле Хортон повредил броненосный крейсер нем. Prinz Adalbert. Это был выдающийся успех, в частности потому, что гладкое безветренное море крайне затрудняло пользование перископом. Немцы уже рассматривали его как серьезную угрозу. Более того, русский царь наградил его Георгиевским крестом IV степени. В следующем месяце Лоренс, справившись с техническими неполадками, вышел в море и в Рижском заливе повредил линейный крейсер «Мольтке», что повлияло на решение немцев отменить высадку под Ригой. Царь послал за Лоренсом и лично вручил ему Георгия, объявив «спасителем Риги».
И участник №2. Жертва этой трагедии, но отнюдь не невинная и беззащитная.
«Принц Адальберт» — заложен в 1900, спущен 22 июня 1901, вступил в строй 12 января 1904 года.

23 октября 1915 года командир действовавшей на Балтике английской подлодки Е-8 капитан-лейтенант Гудхард обнаружил «Принц Адальберт» в сопровождении двух эсминцев идущим по створу либавских маяков между двумя полосами немецких минных заграждений. Пропустив эсминнцы, Гудхард дал залп с 5 кабельтовых. Торпеда попала в район носовых артиллерийских погребов. Взрыв был такой силы, что сама Е-8, потеряв управление, оказалась вышвырнутой на поверхность из-под воды. К счастью, на миноносцах в этот момент все резко повернули головы к тому месту, где только что был крейсер. Из его экипажа спасли всего трех моряков. Погибли 672. С начала Первой мировой немецкий флот не нес таких потерь на Балтике. Капитан-лейтенант Гудхард за эту атаку был награжден орденом Св. Георгия IV степени.

Броненосные крейсера типа «Фридрих Карл» — 2 ед.
«Фридрих Карл» (Friedrlch Carl) Бл.Ф.Гмб. 1901/21.6.02/12.12.1903 погиб 17.11.1914
«Принц Адальберт» (Prinz Adalbert) Кз.В.К. 1900/22.6.01/12.1.1904 погиб 23.10.1915
9087/9875 т, 126,5x19,6x7,43-7,8 м. ПМ -3, 14 ПК, 18540 л.с. = 20,5 уз., 1630 т угля. Броня: пояс до 100 мм, башни до 150 мм, ка зематы 100 мм, рубка носовая до 150 мм, кормовая до 20 мм, палуба до 80 мм, на ско сах до 80 мм. Эк. 586 чел. 4 — 210 мм/40, 10 — 150 мм/40, 12-88 мм/35, 4 пулемета, 4 ТА 450 мм подв.
В разные годы командовали крейсером:
Commanders
KzS Jacobsen: Jan 1904 - Sep 1905
KzS Schmidt: Sep 1905 - Sep 1907
FK/KzS Witschel: Sep 1907 - Sep 1910
FK/KzS Pieper: Sep 1910 - Sep 1911
KzS Bertram: Nov 1912 - Aug 1914
KzS Michelsen: Aug 1914 - Aug 1915
FK/KzS Bunnemann: Aug 1915 - Oct 1915
Ещё одно описание событий
Крейсер “Принц Адальберт”
Водоизмещение – 9087, полное 9875
Длина – 126,5м
Водоизмещение – 9087, полное 9875
Длина – 126,5м
Ширина – 19,6м
Осадка – 7,43м носом, 7,9м кормой
Проектная скорость – 21 узел
4 скорострельных 210-мм орудия
4 скорострельных 150-мм орудия
6 скорострельных 150-мм орудий
12 скорострельных 88-мм орудий
4 37-мм револьверных пушки
4 8-мм пулемета
Один носовой и два бортовых подводных 450-мм торпедных аппаратов
Экипаж 35 офицеров и 551 матрос.
Осадка – 7,43м носом, 7,9м кормой
Проектная скорость – 21 узел
4 скорострельных 210-мм орудия
4 скорострельных 150-мм орудия
6 скорострельных 150-мм орудий
12 скорострельных 88-мм орудий
4 37-мм револьверных пушки
4 8-мм пулемета
Один носовой и два бортовых подводных 450-мм торпедных аппаратов
Экипаж 35 офицеров и 551 матрос.
Киль крейсера заложен на Кильской казенной верфи в апреле 1900г., спущен на воду 22 июня 1901г. и назван “Принц Адальберт”. Через два с половиной года закончился достроечно-испытательный период и 12 января 1904 года крейсер вступил в строй.По окончании ходовых испытаний служил учебно-артиллерийским кораблем.
С началом войны крейсер вошел в состав IV ( с 25 августа III ) разведывательной группы.
“Несчастливый 1915” год начался для крейсера 22 января , когда командование направило “Принц Адальберт”, в сопровождении эсминцев, для артиллерийского обстрела Либавы. Маршрут наметили, предполагая провести крейсер наиболее безопасным от мин фарватером, ранее проверенным подводной лодкой U-25. Чтобы облегчить ориентировку при подходе к Стейнорту, для определения места поворота на 20-и метровой глубине, вперед был выслан миноносец G-132.
На крейсере, следуя за тралящими миноносцами, 23 января в 4ч 13мин заметили силуэт небольшого судна без огней, которое было принято за русский дозорный корабль. “Принц Адальберт” резко изменил курс на сближение с противником. На самом деле силуэт оказался миноносцем G-132. Пройдя несколько минут новым курсом, крейсер ударился несколько раз подводной частью о грунт, а затем остановился на мелководье вблизи берега.
Попытки снять корабль с мели работой машин на полный назад и буксировкой за корму миноносцами результатов не дали. Помогла идея приподнять носовую часть крейсера волной от проходящих мимо него самым полным ходом миноносцев, одновременно работая машинами аварийного корабля. При выполнении этого маневра крейсер быстро сошел с камней.
С началом войны крейсер вошел в состав IV ( с 25 августа III ) разведывательной группы.
“Несчастливый 1915” год начался для крейсера 22 января , когда командование направило “Принц Адальберт”, в сопровождении эсминцев, для артиллерийского обстрела Либавы. Маршрут наметили, предполагая провести крейсер наиболее безопасным от мин фарватером, ранее проверенным подводной лодкой U-25. Чтобы облегчить ориентировку при подходе к Стейнорту, для определения места поворота на 20-и метровой глубине, вперед был выслан миноносец G-132.
На крейсере, следуя за тралящими миноносцами, 23 января в 4ч 13мин заметили силуэт небольшого судна без огней, которое было принято за русский дозорный корабль. “Принц Адальберт” резко изменил курс на сближение с противником. На самом деле силуэт оказался миноносцем G-132. Пройдя несколько минут новым курсом, крейсер ударился несколько раз подводной частью о грунт, а затем остановился на мелководье вблизи берега.
Попытки снять корабль с мели работой машин на полный назад и буксировкой за корму миноносцами результатов не дали. Помогла идея приподнять носовую часть крейсера волной от проходящих мимо него самым полным ходом миноносцев, одновременно работая машинами аварийного корабля. При выполнении этого маневра крейсер быстро сошел с камней.
Операцию по обстрелу Либавы отменили. Крейсер, со средней скоростью 5 узлов, отправился в Свинемюнде для ремонта в доке. Вечером 25 января “Принц Адальберт” прибыл к месту ремонта.
2 июля 1915 года в 13ч 57мин в 6 милях от Рикогефта командир “Принца Адальберта” заметил справа на расстоянии 400м пузырь воздуха, поднявшийся на поверхность и следы двух торпед (выпущенных с английской лодки Е-9). Не прошло и 20 секунд, как одна из торпед (вес заряда 120кг) попала в корабль, не смотря на то, что командир дал самый полный ход вперед. Произошел сильный взрыв под мостиком. От пробоины, диаметром 2 метра, заполнились водой первая кочегарка, отделение бортовых торпедных аппаратов, один погреб с боезапасом и центральный пост. К 21 часу крейсер принял 2000т воды, что составляло 22,22% его водоизмещения. Для понижения давления воды на переборки корабль прошел к месту ремонта 240миль со скоростью 6 узлов задним ходом!
2 июля 1915 года в 13ч 57мин в 6 милях от Рикогефта командир “Принца Адальберта” заметил справа на расстоянии 400м пузырь воздуха, поднявшийся на поверхность и следы двух торпед (выпущенных с английской лодки Е-9). Не прошло и 20 секунд, как одна из торпед (вес заряда 120кг) попала в корабль, не смотря на то, что командир дал самый полный ход вперед. Произошел сильный взрыв под мостиком. От пробоины, диаметром 2 метра, заполнились водой первая кочегарка, отделение бортовых торпедных аппаратов, один погреб с боезапасом и центральный пост. К 21 часу крейсер принял 2000т воды, что составляло 22,22% его водоизмещения. Для понижения давления воды на переборки корабль прошел к месту ремонта 240миль со скоростью 6 узлов задним ходом!

День 23 октября 1915 года стал последним в жизни “Принца Адальберта”.
Крейсер шел из Либавы в сопровождении двух эсминцев. К западу от Либавы в 8ч 32мин курс крейсера вновь пересекла торпеда английской подводной лодки. На этот раз это была лодка Е-8. По-видимому торпеда с крейсера замечена не была. “Принц Адальберт”погиб почти мгновенно, так как от взрыва торпеды сдетонировали погреба. Из находившихся на борту 675 человек (экипаж и кадеты военно-морского училища) спаслись всего три матроса.


И, конечно, за цифрами и названиями стоят живые люди. Кто не вернулся домой и детям осталось только фото. Но не всем везёт и так. За время нескольких войн и бесконечного количества погибших, исчезнувших навсегда людей, семей и их историй, часто потомкам неизвестно ничего, кроме фамилии.

Message: Dear Lotte! Kiel, 25.10.15 You will received the news about the sinking of "Prinz Adalbert"; the loss of so many lives touches me quite painfully. I hope that we will soon be able to catch the enemy submarines. Many affectionate greetings from your truthful Ernst
На этом сохранившемся у внука фото ( он упоминает своего деда стоящим первым слева), можно видеть лица части членов команды крейсера.

Grandfather and shipmates from the SMS Prinz Adalbert
Here's a photo of my Grandfather with some of his shipmates from the SMS Prinz Adalbert taken around 1908. He in top row first one on the left.
Seiner Majestät Schiff Prinz Adalbert was a German armored cruiser built in the early 1900s for the Imperial German Navy. Named after Kaiser Wilhelm II third son Prince Adalbert of Prussia. She was the lead ship of her class. Prinz Adalbert was built at Kiel Navy Dockyard. She was laid down in April 1900, and completed in January 1904, at the cost of 16,371,000 Marks. Upon commissioning, Prinz Adalbert served as a gunnery training ship.
At the start of World War I, Prinz Adalbert was assigned to III Scouting Group of the High Seas Fleet. In November 1914, she transferred to the Baltic Sea to conduct operations against the Russian Navy. On 24 January 1915, she ran aground near Steinort while on a mission to bombard the naval base at Libau. The ship was soon refloated.
On 2 July 1915, the British submarine E9 torpedoed and badly damaged Prinz Adalbert near Rozewie, but the ship was able to return to port.
On 23 October 1915, E8 torpedoed Prinz Adalbert 20 miles west of Libau. The magazine exploded and the ship sank immediately with the loss of 672 crew. There were only three survivors.
The wreck was found by Swedish divers in June 2007 at 56°33' N, 20°18" E.
Видео, снятое археологами, погружавшимися к затонувшему крейсеру:
Есть разновидность активного отдыха - дайвинг, и одним из видов погружений являются погружения к лежащим на дне судам.
А вот, что пишут об этом в Курземес Вардс 21 августа этого года:
Морское дно хранит не только затонувшие корабли, но и множество тайн, связанных с ними.
Раскрыть их пытаются добровольные водолазы, называющие себя дайверами. В их числе активно работает и лиепайчанин, предприниматель и портовый водолаз Сергей Завадский, который ради интереса недавно с товарищами побывал на немецком крейсере "Принц Адальберт", затопленном в годы Первой мировой войны, 23 октября 1915 года, английской подлодкой "Е-8" примерно в 40 километрах от Лиепаи.
"Хотя мы точно знали место, где затонул крейсер, добраться до него было непросто, так как корабль лежит на глубине около 80 метров. Чтобы туда добраться, необходимо подготовить особую воздушную смесь для дыхания", – сказал он. Погружение организовал рижанин Алексей Кравчук, а Сергей обеспечил его необходимой информацией. Известно, что до этого посещения к затонувшему крейсеру спускались лишь шведские водолазы, которые подробных сведений о своих наблюдениях не распространяли. И на этой неделе шведы пытались добраться до затонувшего корабля.
Сергей рассказал, что на глубине царила полная темнота, но вода там была прозрачной и чистой. Осветив корабль, водолазы убедились, что он лежит на дне и переломился пополам. "Чернеющий корпус корабля простирался вверх примерно на высоту пятиэтажного дома и немного повернут набок. Внутри него мы рассмотрели и человеческие кости", – сказал Сергей. Он также добавил, что, в соответствии с исторической информацией, вместе с крейсером погибло около 600 военнослужащих. Длина крейсера, построенного в 1901 году на Кильском судостроительном заводе, достигала 126,52 метра, а ширина – 19,31. Он был оснащен тремя вертикальными паровыми котлами и тремя гребными винтами, поэтому мог развивать скорость до 20 узлов в час. На вооружении "Принца Адальберта" были пушки трех калибров и торпеды.
"Принц Адальберт" – не единственное затонувшее судно, которое посетил Сергей вместе с другими дайверами. Несколько лет назад, когда сети рыбаков зацепились за остов, они погрузились и достигли корабля, некогда построенного в Норвегии, а затем проданного Финляндии и позднее перекупленного Россией. В начале Первой мировой войны он наскочил на мину и подорвался. Спускался водолаз и к затонувшему в 1941 году кораблю "Норд Марк", который лежит на дне недалеко от Лиепаи.
Фото из личного архива С.Завадского.

Сергей Завадский после посещения крейсера "Принц Адальберт".

Так выглядел крейсер.
Похожую лодку Е18 недавно нашли у берегов Эстонии ( с видео)
The submarine was one of a handful sent to the Baltic during World War I by Winston Churchill, then First Lord of the Admiralty, to disrupt German shipments of iron ore from Sweden and support the Russian navy. HMS E18 - with its complement of three officers and 28 ratings - went out on patrol in May 1916 and was never seen again. It was lost for more than 90 years until it was found in the Baltic Sea off the coast of Estonia.
Командовал парадом Черчиль, да да тот самый.
Множество сопроводительного материала, который заинтересованные могут прочесть самостоятельно:
Адальберт Фердинанд Беренгар Виктор в честь которого был назван крейсер.
А вот так выглядит удостоверение о награждении ст.матроса лодки Е9


Commendation for Cross of St George, 3rd Class by the Russian Government and an example of the medal.
On 29th Jan 1915 Horton successfully attacked and sank a German Destroyer for which he was awarded the Russian Order of St. Anne with Swords and Diamonds. On 4th June 1915 Horton attacked and claimed as sunk a Destroyer and a Transport and damaged a second Destroyer. Then, on Friday 2nd Jul 1915 he attacked the Cruiser SMS PRINZ ADALBERT and caused severe damage with the one torpedo which hit.
такой вот портсигар получил от русского царя капитан, который пережил и вторую войну.

A cigarette case given to Sir Max Horton by the Tsar

A portrait of Sir Max Horton 1946
Инетересную информацию вы найдёте в книге
линки разные
история
http://www.klauskramer.de/Schiff/Deutsche%20Marinen/Kaiserliche_Marine_1871-1918/Kaiserliche_Marine.html
Флотский принц
http://kiwi-charlie.livejournal.com/47424.html
Флотский принц
http://kiwi-charlie.livejournal.com/47424.html
http://www.csubmarine.org/html/boats/e8.html
музей
http://www.thedockyard.co.uk/
http://chathamdockyard.net/index.html
http://www.submarine-museum.co.uk/
Корбетт Джулиан. Операции английского флота в первую мировую войну
Новиков Н. Операции флота против берега на Черном море в 1914—1917 гг.
Шеер Рейнгант Карл Фридрих. Германский флот в первую мировую
музей
http://www.thedockyard.co.uk/
http://chathamdockyard.net/index.html
http://www.submarine-museum.co.uk/
Корбетт Джулиан. Операции английского флота в первую мировую войну
Новиков Н. Операции флота против берега на Черном море в 1914—1917 гг.
Шеер Рейнгант Карл Фридрих. Германский флот в первую мировую
Чем больше углубляешься в историю, изучаешь источники и доступные материалы, тем удивительней и невероятней становятся те тонкие связи и нити, непознаная цепь случайностей, которые привели к какому то событию или повороту в истории. Вот один из двух крейсеров мирно стоит с парочкой королевских яхт и скорее всего не случайно. Врядли королевская яхта будет стоять с крейсером, если только он её не служит её экскортом.

Предыдуший Адальберт тоже печально кончил


прототип названия крейсера в детстве и на столь любимом пруссаками Восточном фронте

Принц Адальберт Прусский, третий сын кайзера Вильгельма II, с рождения был определен на флот. Проходил службу на разных кораблях, в первую мировую участвовал в войне на сухопутном фронте во Фландрии, в дальних морских походах представлял кайзера в иностранных государствах. После революции уехал в Швейцарию, где и проживал с семьей до кончины в 1948 году.
Небольшая подборка снимков S.M.S. Danzig, крейсера которым принц командовал с мая 1917 по март 1918 года, и на котором служил до войны.
принц Адальберт Фердинанд Беренгар Виктор
SMS Danzig
Команда крейсера - фото с принцем
сентябрь 1917 - крестины принцессы Виктории Марины, дочери принца Адальберта и его супруги принцессы Адельгейды Саксен-Мейнингской. Крестный отец принцессы - команда крейсера.
повседневняя жизнь на корабле:
капитанская каюта
радиорубка
кубрик команды
Всякая живность - непременный атрибут жизни на корабле
Ну и законерный вопрос - а кто автор?
где ковали оружие, которое разило врага с такой силой?
ответ - Chatham Dockyard

за 414 лет там было построено свыше 500 судов для Королевского флота, в том числе и эта подлодка.


потом они слегка усовершенствовали технику ; и стали делать такие лодки.

для Британии эта не просто верфь - историческое наследие и это лишний раз подтверждает

И не стоит забывать из за чего началась та война и без сомнения будут другие
Конечно же, мировое господство! *
и никак не меньше!
*Британская империя (англ. British Empire) крупнейшее когда-либо существовавшее государство за всю историю человечества с колониями на всех континентах. Наибольшей площади империя достигла в 30-х годах XX в., тогда британские земли простирались более чем на 37 млн кв км, что составляет около четверти земной суши. Общая численность населения империи составляла примерно 500 млн человек (примерно одна четвёртая часть человечества). Именно этим в настоящее время и объясняется роль английского языка как наиболее распространенного в мире в сферах транспорта и торговли. По условиям мирного Версальского договора, подписанного в 1919, империя увеличилась на 1 800 000 квадратных миль (4 662 000 км²), и на 13 миллионов человек, достигнув максимального расширения за всю свою историю. Колонии Германии, и многие национальные окраины Османской империи были разделены между победителями согласно мандатам Лиги Наций.
Британия получила контроль над Кипром (контроль получен в 1878, формально аннексирован в 1914, объявлен коронной колонией в 1925), Палестиной и Трансиорданией, (см. также Британский мандат в Палестине), Ираком, частями Камеруна и Того, также над Танганьикой. Доминионы получили свои собственные мандаты: Юго-Западная Африка (современная Намибия) досталась Южно-Африканскому Союзу, Австралия получила Немецкую Новую Гвинею, Новая Зеландия — Западное Самоа. Науру стало совместной колонией метрополии и двух тихоокеанских доминионов. В результате войны произошли: аннексия Англией Танзании и Юго-Западной Африки, Ирака и Палестины, части Того и Камеруна; Бельгией — Бурунди, Руанды и Уганды; Грецией — Восточной Фракии; Данией — Северного Шлезвига; Италией — Южного Тироля и Истрии; Румынией — Трансильвании и Южной Добруджи; Францией — Эльзас-Лотарингии, Сирии, части Того и Камеруна; Японией — немецких островов в Тихом океане севернее экватора; оккупация Францией Саара.

Youths and children dressed for ceremony, Prinz Adalbert-Hafen (Astrolabe Bay), German New Guinea
Комментариев нет:
Отправить комментарий